Белорусские фуры получили «зелёный свет» по всей России: каботаж заработал

Лето 2025 года принесло белорусским логистам сразу несколько важных изменений: Россия официально запустила каботажные перевозки, Китай ужесточил правила экспорта, а Пакистан открыл новый путь к морю. Об этих и других ключевых событиях на рынке грузоперевозок — в обзоре Sputnik.



Россия: каботаж стартовал, контроль на границе усиливается

С 1 сентября 2025 года белорусские перевозчики получили право выполнять внутренние (каботажные) перевозки по территории России — от пункта погрузки до пункта выгрузки внутри страны. Хотя закон, разрешающий это для стран ЕАЭС, действует с марта, только сейчас техническая и правовая инфраструктура была доведена до рабочего состояния.

Для подачи заявок на каботаж используется специальная цифровая платформа. Рассмотрение занимает не более двух рабочих дней, а за нарушения предусмотрены штрафы — от 150 до 200 тысяч рублей.

Параллельно Россия ужесточила контроль на международных маршрутах — особенно на границе с Казахстаном. Причина — рост грузопотока в ЕАЭС на 15–20% за последние годы. Для оптимизации проверок вводятся модульные контрольные пункты, где за один заезд можно пройти сразу несколько процедур: сверку разрешений, техосмотр, весогабаритный контроль, проверку тахографов и режима труда водителей. Все данные фиксируются в единой автоматизированной системе.

«На белорусско-российской границе упрощённый режим остаётся — классических пунктов пропуска там нет, поэтому нас это напрямую не касается. Но тем, кто работает с Казахстаном, стоит готовиться к более тщательным проверкам», — поясняет Татьяна Солдатенко, директор компании-партнёра ATI.SU в Беларуси.



Китай: новые правила = новые расходы

С 15 августа Китай ввёл ограничения для экспортёров, не имеющих лицензии. Теперь белорусским компаниям приходится либо требовать от поставщиков лицензию, либо платить логистическим агентам 1–2% от стоимости груза — что, естественно, повышает себестоимость поставок.

Кроме того, из-за новых санкций ЕС осложнились маршруты через прибалтийские порты — часть грузов, уже в пути, рискует не дойти до Беларуси. Это вынуждает логистов переключаться на железнодорожные и морские пути через российские порты.

Китайские экспедиторы уже объявили о росте ставок фрахта, а сезон тайфунов может усугубить ситуацию — с задержками и сокращением маршрутов.




Казахстан: борьба с «серым» импортом и шаги к либерализации

Казахстан усилил досмотр грузов из Китая, направляющихся в Беларусь и Россию. Официальная причина — контроль за товарами двойного назначения. На практике — дополнительные простои на границе и рост издержек.

Несмотря на то, что Казахстан не присоединился к санкциям, он чётко дал понять: его территория не должна использоваться для их обхода. Ужесточение контроля — прямое подтверждение этой позиции.

Однако уже в августе страна заявила о планах отказаться от разрешительной системы в международных автоперевозках. Это решение выглядит неожиданным — местные перевозчики неоднократно требовали ограничить деятельность иностранных компаний, особенно российских и белорусских, активно перебазировавшихся в Казахстан.

Минтранс Казахстана объяснил: система разрешений не помогла развить крупных местных игроков, зато создала почву для коррупции. Переход на безразрешительный режим, по их расчётам, удешевит перевозки, снизит цены для потребителей, увеличит транзит и привлечёт инвесторов.

«Теоретически, это отличная новость — особенно для транзитных маршрутов через несколько стран, где сейчас приходится получать разрешения в каждой. Но на практике такие соглашения ратифицируются годами. Ждать быстрых изменений не стоит», — добавляет Солдатенко.


Беларусь: цифровизация как приоритет

На Евразийском экономическом форуме в июне Беларусь предложила либерализовать международные автоперевозки в ЕАЭС, сделав ставку на цифровизацию. Уже к концу лета переход на электронные документы завершили в перевозках с Россией и Казахстаном. Тестовые поставки с Китаем по электронной накладной тоже запущены.

Система позволяет вести полный цикл документооборота — от заявки до выдачи груза — в цифровом формате. Это снижает издержки, ускоряет процессы и повышает прозрачность. По итогам 2024 года доля электронных документов в грузоперевозках между Беларусью и Россией достигла 90%, с Казахстаном — 79%.



Восток: новые маршруты, новые возможности

Летом Беларусь подписала с Турцией протокол, который увеличит срок безвизового пребывания водителей — теперь это 90 дней в течение каждых 180. Это упростит логистику и снизит бюрократические барьеры.

Ещё один важный шаг — ратификация соглашения с Пакистаном. Оно регулирует порядок международных автоперевозок и освобождает перевозчиков от уплаты таможенных сборов и налогов на транспортные средства. После вступления в силу (после подписания президентом и прохождения процедур в Пакистане) белорусские компании получат альтернативный выход к морю, что особенно актуально на фоне проблем с прибалтийскими портами.



Польша: резкое падение грузопотока

По данным биржи ATI.SU, с июня по август 2025 года объём заявок на перевозки из Беларуси в Польшу упал на 66%, в обратном направлении — на 30%. Полное закрытие границы Польшей пока не дало полной картины последствий — экспертам нужно больше времени для анализа.

Тем временем польские железнодорожные операторы предупреждают: длительное закрытие границы может нарушить поставки из Китая в Европу по «Новому Шёлковому пути» — ведь ключевой участок маршрута проходит как раз через Беларусь в Польшу.



Вывод

Рынок логистики в Беларуси находится в активной фазе трансформации. Уход от санкционных маршрутов, рост роли восточных направлений, цифровизация и либерализация — всё это меняет правила игры. Главные тренды: адаптация, диверсификация и технологичность. Те, кто успеет подстроиться — выиграют.


CRM-форма появится здесь

ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ?

ПОРА СВЯЗАТЬСЯ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ НОВОГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА!

Оставьте заявку, наш менеджер свяжется с вами,ответит
на все интересующие вас вопросы и направит коммерческое предложение.

Контакты
Контактные данные

С НАМИ МОЖНО СВЯЗАТЬСЯ